18:56:26
«Региональные СМИ сохранятся, но точно не все»: медиа предрекли потерю 100 миллиардов

Алексей Волин: «Те СМИ, которые имели или недостаточную экономическую базу, или недостаточное количество пользователей, скорее всего, с рынка уйдут»
 

Минцифры РФ лоббирует включение СМИ в список наиболее пострадавших отраслей — аудитория кратно выросла, а рекламные доходы обрушились

«Рекламные объемы сократились примерно на 50–70 процентов», — такую статистику привел накануне замглавы минцифры РФ Алексей Волин. По его словам, правительство уже продумывает меры поддержки, но у него не вызывает сомнений то, что СМИ, которые имели или недостаточную экономическую базу, или недостаточное количество пользователей, с рынка уйдут. О том, как это воспринимают в СМИ и почему в Госсовете РТ готовят свое обращение по данному поводу, —в материале «БИЗНЕС Online».
 

РОСТ АУДИТОРИИ НЕ СПАСАЕТ СМИ: МИНЦИФРЫ ПРОГНОЗИРУЕТ ПОТЕРЮ 100 МЛРД РУБЛЕЙ РЕКЛАМНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ

Небывалый рост спроса на продукцию традиционных СМИ фиксируется в России на фоне самоизоляции населения. Но этот интерес на хлеб не намажешь, а объемы рекламы падают катастрофически. В минцифры РФ прогнозируют предстоящие закрытия изданий.

По словам заместителя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Алексея Волина, который накануне выступил на онлайн-конференции в «Интерфаксе», одни только сайты ведущих СМИ за последний месяц увеличили свою аудиторию на 100 млн пользователей. Посещаемость сайтов в регионах выросла на 40–60%. Если говорить о ТВ, то телевизионное смотрение показало увеличение на 30%, а в ряде регионов на все 50. Несладко приходится печатным изданиям: бумажные СМИ, особенно те, что продавались в розницу, были вынуждены сократить объемы — «БИЗНЕС Online» ранее уже описывал эту ситуацию. 

Однако, несмотря на огромный прирост аудитории, экономика СМИ проседает. Явление, которое называют «ножницами», заключается в резких сокращениях доходов на фоне роста аудитории. Прогнозы неутешительные: по итогам 2020 года ожидается, что в целом по стране отрасль лишится около 100 млрд рублей рекламных бюджетов, заявил Волин.  

Так, телевидение потеряет около 40–50 млрд рублей (порядка 25–30%). Крайне драматическая ситуация складывается у радиостанций, которые слушают в основном вне дома, — речь идет о потерях 8 млрд при общем рынке в 14–15 млрд рублей (в некоторых регионах доходы от рекламы уже сократились на 80–90%). У печатных изданий падение по рекламе может составить 7 млрд (около 50%) — к тому же 4 млрд потеряет подписка, а розничная продажа сократится на 10 млрд рублей (около 25%). Интернет-издания ощутят падение лишь на 3–4 млрд, что составит треть или четверть от всех рекламных доходов. 10 млрд — это потери сервисов, связанных с платным ТВ, так как в период самоизоляции россияне получили большое количество бесплатных пакетов.

По словам замминистра, больше всего из-за нынешнего кризиса пострадают региональные издания — для них эти показатели будут более драматичными: «Мы находимся в ежедневном контакте с регионами и видим, что рекламные объемы там уже сократились примерно на 50–70 процентов. Причем на 50–55 процентов уменьшились объемы тех изданий и игроков, которые всегда считались заслуженными региональными лидерами». 

Он добавил, что из-за сложившейся ситуации некоторые издания могут прекратить работу: «Региональные СМИ сохранятся, но точно не все. Любой рынок всегда представляет из себя живой организм, в котором кто-то появляется, кто-то умирает — это естественный процесс. Но совершенно понятно, что в нынешних условиях он ускорится. Те СМИ, которые имели или недостаточную экономическую базу, или недостаточное количество пользователей, скорее всего, с рынка уйдут». 
 

Телевидение потеряет около 40–50 млрд рублей (порядка 25–30%)

СМИ МОГУТ ВКЛЮЧИТЬ В СПИСОК НАИБОЛЕЕ ПОСТРАДАВШИХ ОТРАСЛЕЙ «В САМОЕ БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ»

Говоря о мерах поддержки, Волин сообщил, что минцифры намерено помочь отрасли: «Первое, что мы хотим сделать, — предлагаем уменьшить количество обязательных требований, которые сейчас распространяются на ТВ и радио, в частности разрешить региональным ТВ и радио не вещать в период с полуночи до 6 утра. Также мы предлагаем ослабить ряд контрольных мер, в частности с отправкой обязательного экземпляра печатных изданий. Думаем и о других мерах, которые активно прорабатываем совместно с министерством экономики и правительством».

Но все, что перечислено выше, в общем-то пустячок. Другое дело — включение СМИ в перечень отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса, и, соответственно, применение к ним всех мер поддержки. Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о такой возможности, замминистра заявил, что это может произойти в самое ближайшее время. «Мы надеемся на то, что в достаточно коротком обозримом будущем», — прокомментировал он. Если подобное случится, то редакции точно слегка вздохнут. Напомним, что одной из мер является поддержка сотрудников организаций малого и среднего бизнеса в 12 130 рублей на человека в месяц. 

Для крупных же СМИ, в частности, прорабатывается возможность снижения ставки социальных взносов до 15% — по аналогии с малыми и средними предприятиями. Цена вопроса в масштабах медиаотрасли — 16 млрд рублей. А вот прямых субсидий пока не будет. «Часть предпринимаемых мер уже касается СМИ — есть решения для малого и среднего бизнеса. А у нас целый ряд редакций СМИ попадает под это определение. Они льготы уже могут получать», — добавил Волин. 
 

У печатных изданий падение по рекламе может составить 7 млрд (около 50%) — к тому же 4 млрд потеряет подписка, а розничная продажа сократится на 10 млрд рублей (около 25%)
 

ЖУРНАЛИСТЫ И COVID-19: У СОТНИ ЧЕЛОВЕК ПОДТВЕРЖДЕН ДИАГНОЗ «КОРОНАВИРУС»

Во время конференции были озвучены и цифры по количеству зараженных среди представителей СМИ. По словам замминистра, на сегодняшний день у сотни журналистов имеется подтвержденный диагноз «коронавирусная инфекция», на карантине и самоизоляции находятся около 500 сотрудников различных медиа.

«К сожалению, недавно в Москве был первый случай смерти одного из журналистов», — добавил он. Волин отметил, что министерство внимательно следит за тем, что происходит с коллегами, подчеркнув, что журналисты относятся к группе риска. 

Помимо прочего, они интересовались тем, что думают в ведомстве по поводу того, что СМИ периодически обвиняются в нагнетании паники, и есть ли баланс между информированием и хайпом. Замминистра ответил, что работа журналистов оценивается министерством как «высокопрофессиональная, крайне ответственная и очень полезная для общества». 

«СМИ обвиняли, обвиняют и будут обвинять во всех самых страшных грехах, которые только есть на свете, потому что никогда не будет 100 процентов читателей, зрителей и слушателей, которым нравится то, о чем рассказывают СМИ», — прокомментировал он.

Отвечая на вопрос о том, насколько правильно, что сейчас практически все новости посвящены пандемии, Волин сказал: «Последнее дело, которое стоит выполнять редактору, — это спрашивать министерство или кого-то вовне, насколько правильно то, что он осуществляет. На читателей надо ориентироваться, а не на министерства».
 

На сегодняшний день у сотни журналистов имеется подтвержденный диагноз «коронавирусная инфекция», на карантине и самоизоляции находятся около 500 сотрудников различных медиа
 

«ЕСЛИ СМИ ВКЛЮЧАТ В СПИСОК НАИБОЛЕЕ ПОСТРАДАВШИХ, ТО ХОТЯ БЫ «МИНИМАЛКУ» ГОСУДАРСТВО КОМПЕНСИРУЕТ ЖУРНАЛИСТАМ»

«БИЗНЕС Online» предложил участникам рынка СМИ прокомментировать ситуацию. 

Ильшат Аминов — генеральный директор телерадиокомпании «Новый Век» (ТНВ), председатель союза журналистов РТ:

— Разговор в первую очередь идет о СМИ, которые являются малыми и средними предприятиями, о частниках. Они сильнее всего пострадали от коронавируса. От имени союза журналистов РТ уже готово обращение (о необходимости включить СМИ в список наиболее пострадавших отраслей — прим. ред.), я завтра его подпишу и отправлю в правительство. Аналогичный документ готовится депутатами Госсовета РТ, этот вопрос курирует Айрат Ринатович Зарипов (председатель комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам — прим. ред.). Есть огромное количество телерадиокомпаний, только радиокомпаний больше 2 тысяч, газет. Все сейчас работают, освещают ситуацию с пандемией, и в то же время реклама упала практически везде на 90 процентов. Ее нет! Было бы справедливо, чтобы в список наиболее пострадавших отраслей наряду с парикмахерскими включили и средства массовой информации, которые несут огромную социальную нагрузку. 

О чем речь? СМИ работают в малых городах: это районные издания, небольшие телерадиокомпании, частные газеты — все ведут работу по информированию населения. У них у всех платежи, которые никто не отменял, и коммунальные, бумага. И СМИ не попали в список наиболее пострадавших отраслей. Если их включат, то хотя бы «минималку» — 12 тысяч рублей — государство компенсирует, чтобы ты мог заплатить своим сотрудникам. Еще это касается и уплаты налогов, и прочего — целый пакет мер. Подобное очень важно!


Антон Райхштат — главный редактор издания «Казанский репортер»:

— Мы видим, что медиа действительно пострадали. Особенно это касается крупных изданий, которым пришлось либо сокращать издержки, либо закрываться. Фиксируют существенные потери и многие независимые медиа, не связанные с госбюджетом. Тут я вспоминаю один из первых «штабов» Ильсура Раисовича Метшина, который в качестве мер поддержки рекламной отрасли предлагал размещать на пустующих билбордах социальную рекламу. В принципе, примерно такое же возможно и в сфере журналистики — государство могло бы поддерживать СМИ в виде размещения подобных госзаказов. Это касается и независимых изданий, которые выполняют такую же важную социальную миссию, как и государственные. Думаю, что государство в них заинтересовано — как в республике, так и в стране. По большому счету такие возможности есть у агентства «Татмедиа», которое могло бы поддержать издания, не входящие в структуру АО. Возможно, имеются и другие подобные варианты.


Никита Ишмуратов — бывший главный редактор InKazan:

— Действительно, сейчас сократились рекламные бюджеты, что бьет по СМИ, которые существуют за счет этих средств. Положение любой компании зависит от прочности, финансовой подушки. Если она небольшая, надо принимать решения о сокращениях сотрудников, делать это быстро и решительно. Те, кто нерешителен, обычно разоряются. Лучше сократить 30 процентов сотрудников, сохранив 70 процентов, чем через три месяца все 100 процентов лишить рабочих мест. Когда начнется выход из кризиса, СМИ очень быстро восстановятся. Я думаю, что к сентябрю, если не будет второй волны пандемии коронавируса, возникнет рост.

Что касается мер поддержки, государство — это ведь про инфраструктуру. Чтобы у вас в квартире имелась горячая вода, чтобы можно было выйти на улицу и вас не убили — если подходить утрированно. Странно, если государство начнет раздавать деньги коммерческим организациям. Я думаю, что помогать СМИ не надо. Страдают ведь все. Чем журналист лучше водителя такси? У нас все равны. Ну можно налоговые каникулы ввести.
 

kam.business-gazeta.ru

Категория: Радио, Телевидение, Интернет, СМИ | Просмотров: 66 | Добавил: shipilevsv | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar